Что было первым изделием сделанным из алюминия

Что было первым изделием сделанным из алюминия?

✅Литье из алюминия: виды, методы, область использования

Несмотря на то, что залежи алюминия занимают первое место на планете среди металлов, первые сплавы из алюминия люди научились получать только в XIX веке. Получить этот металл без примесей технологически было очень сложно, именно поэтому алюминий ценился дороже, чем серебро и золото. Приборы из алюминия подавались только самым дорогим гостям на императорских приемах Наполеона III, а среди французских модниц считалось особым шиком иметь украшение из, считавшегося тогда драгоценным, металла.

После того, как ученые смогли разработать промышленные методы получения алюминия, завершилась его «ювелирная» история и началось его повсеместное распространение.

Качество литья алюминия постепенно росло и очень скоро он стал широко распространенным промышленным металлом.

На сегодняшний день трудно найти область, в которой бы не использовался алюминий и его сплавы:

  • Железнодорожная промышленность;
  • Космическая промышленность;
  • Судостроение;
  • Автомобиле- и самолетостроение;
  • Легкая промышленность;
  • Строительство и многое другое не обходится без этого металла.

Особенности алюминиевых и дюралевых сковородок

Принято выделять 3 технологии производства алюминиевой посуды:

  1. Штампованную. Данный способ является самым дешевым, предполагает изготовление сковороды путем резки и штамповки готового листа алюминия. В результате стенки посуды отличаются тонкостью и чрезмерной гибкостью. Они легко повреждаются и деформируются, срок эксплуатации — не более 3 лет.
  2. Кованую. Изделия из кованого алюминия достаточно прочные. Производятся методом прессования металла с помощью специального аппарата. Дно посуды нередко оснащено стальными плитами.
  3. Литую. Изготовление сковороды из литого алюминия — дорогостоящий процесс, предполагающий заливание расплавленного материала в формы определенной конфигурации. В процессе производства металл сохраняет полезные качества. Литая посуда отличается долговечностью и способностью к равномерному прогреванию.

Дюралевые кухонные предметы изготавливаются из алюминия с примесью других металлов: меди, магния, железа и кремния.

О вреде и пользе алюминиевой сковороды

Дюралевые и алюминиевые сковороды имеют следующие преимущества:

  • низкая стоимость;
  • небольшой вес изделий;
  • равномерный нагрев;
  • литой алюминий не поддается коррозии;
  • возможность приготовления блюд без добавления масла;
  • безвредность для здоровья человека;
  • легкий процесс очистки.

Основные недостатки алюминиевых сковород:

  • высокая вероятность деформации при механическом воздействии;
  • выполненная из дюралюминия посуда без антипригарного покрытия может заржаветь;
  • алюминиевую поверхность можно легко поцарапать острым предметом;
  • любые повреждения покрытия негативно сказываются на качестве блюд;
  • чрезмерный нагрев способствует прилипанию продуктов;
  • подверженность окислению.

Точность литья алюминия. Категории ответственности

При изготовлении отливок способ литья зависит от определенных условий. Необходимо учитывать, какие требования определяет заказчик к их качеству, каковы технические возможности каждого из методов и экономическая целесообразность их использования. Около 70-80% фасонных отливок получают литьем в формы многоразового использования (кокиль, под давлением), и только 20-30% составляют изделия, выполненные при помощи литья в разовые формы (гипсовые, песчаные, по выплавляемым моделям).

При литье в кокиль обеспечивается меньший расход сырьевого материала. При массовом производстве литье в кокиль и литье под давлением является экономически обоснованным и наиболее целесообразным.

Методы точного литья алюминия предусматривают определенные виды контроля отливок в зависимости от категории ответственности:

  • I категория. Предусматривается, что изделие будет длительно использоваться в неблагоприятных условиях и подвергаться значительным напряжениям. Такие отливки подвергают строгому индивидуальному контролю (флуоресцентному, рентгенопросвечиванию, вихревыми токами);
  • II категория. Изделия с меньшей нагруженностью, работающие преимущественно в нормальных условиях. Такие изделия выборочно контролируются на прочность рентгенопросвечиванием.
  • III категория. Изделия использующиеся при малой нагрузке на них. Их контролируют только на твердость и не подвергают рентгенопросвечиванию.

Как подготовить новую сковороду из алюминия к первому использованию?

Новая литая алюминиевая сковорода без покрытия требует правильной подготовки к эксплуатации. После покупки ее тщательно промойте теплой водой с добавлением гелеобразного средства или жидкого мыла. Это поможет убрать производственную пыль и загрязнения. Чтобы полностью удалить техническое масло и вредные частицы с внутренней поверхности, прокипятите в емкости воду в течение получаса.

Некоторые хозяйки не знают, когда пригорает алюминиевая утварь, что делать. Чтобы избежать пригорания продуктов, посуду нужно несколько раз прокалить.

Прокаливание солью

В сухую сковороду засыпьте крупные кристаллы соли так, чтобы они полностью покрывали дно. Поставьте емкость на огонь, оставьте на 10-20 минут. Затем выключите плиту, дождитесь остывания посуды, удалите с ее поверхности соль. Мягкую губку или ткань пропитайте растительным маслом и обработайте внутреннюю часть. Перед эксплуатацией нужно выждать 2-3 дня.

Прокаливание растительным маслом

В емкость нужно налить рафинированное подсолнечное масло. Поставить ее на медленный огонь и подогревать в течение получаса. Затем снять сковороду с плиты, после остывания промыть теплой проточной водой без применения чистящих средств. Не использовать 1-2 дня.

Комбинированный метод

Комбинированный способ предполагает 2 стадии прокаливания: первую — с использованием соли, вторую — с добавлением растительного масла. Чтобы сэкономить время, процедуру можно провести в 1 этап, засыпав до начала подогревания 1 ст.л. солевых кристаллов в масляную жидкость. Нагрев следует продолжать 20-30 минут, после чего оставить емкость на столе до полного остывания.

Упрощенный способ

Упрощенный метод прокаливания заключается в помещении смазанной с обеих сторон подсолнечным маслом посуды в разогретую духовку на 1 час. По прошествии данного времени бытовой прибор выключите, сковороду оставьте в нем до полного остывания. Пользоваться изделием можно спустя 2-3 дня.

Применение алюминия в промышленном производстве и в повседневном быту

Перечислим основные сферы применения алюминия:

Что было первым изделием сделанным из алюминия

25 апреля 2017 г. в 16:01

О том, где еще может использоваться алюминий, рассказывает Life.ru.

В небе и в космосе

Впервые алюминий «полетел» в 1900 году — в виде каркаса и винтов огромного дирижабля LZ-1 Фердинанда Цеппелина. Но мягкий чистый металл годился только для медлительных летательных аппаратов легче воздуха. По-настоящему «крылатый» алюминий был уже прочнее в пять раз, поскольку содержал в своём составе марганец, медь, магний, цинк в разных процентных соотношениях — небо и космос покоряли разновидности дюралюминия, сплава, изобретённого ещё в начале ХХ века немецким инженером Альфредом Вильмом.

Материал был перспективным, но имел и немало ограничений — требовал так называемого старения, то есть набирал заложенную в него прочность не сразу, а лишь со временем. Да и сварке не поддавался… И тем не менее покорение космоса началось именно с дюраля, из которого в том числе выполнен и шар знаменитого первого искусственного спутника Земли.

Гораздо позже, в разгар космической эпохи, начали появляться сплавы и материалы на основе алюминия с куда более замечательными свойствами.

К примеру, дружба алюминия с литием позволила сделать детали самолётов и ракет значительно легче, не снижая прочности, а сплавы с титаном и никелем обладают свойством «криогенного упрочнения»: в космическом холоде пластичность и прочность их только возрастают.

Из тандема алюминия и скандия была выполнена обшивка космического челнока «Буран»: алюминиево-магниевые пластины стали гораздо прочнее на разрыв, сохранив при этом гибкость и вдвое повысив температуру плавления.

Более современные материалы — не сплавы, а композиты. Но и в них основой чаще всего является алюминий. Один из современных и перспективных авиакосмических материалов называется «бороалюминиевый композит», где волокна бора прокатываются сэндвичем со слоями алюминиевой фольги, образуя под высокими давлениями и температурами крайне прочный и лёгкий материал. К примеру, лопатки турбин продвинутых авиационных двигателей представляют собой бороалюминиевые несущие стержни, одетые в титановую «рубашку».

В автопроме и на транспорте

Сегодня у новых моделей Range Rover и Jaguar доля алюминия в конструкции кузова составляет 81%. Первые же эксперименты с алюминиевыми кузовами принято приписывать компании Audi, презентовавшей A8 из лёгких сплавов в 1994 году.

Однако ещё в начале ХХ века этот лёгкий металл на деревянном каркасе был фирменным стилем кузовов знаменитых британских спорткаров Morgan.

Настоящее «алюминиевое вторжение» в автопром началось в 1970-е, когда заводы массово принялись использовать этот металл для блоков цилиндров двигателей и картеров коробок передач вместо привычного чугуна; чуть позже распространение получили легкосплавные колёса вместо штампованных стальных.

В наши дни ключевой тренд автопрома — электричество. И лёгкие сплавы на основе алюминия приобретают особую актуальность в кузовостроении: «энергосберегающий» металл делает электромобиль легче, а значит, увеличивает пробег на одном заряде батарей. Алюминиевые кузова использует марка Tesla — законодатель мод на рынке автомобилей будущего, и этим, собственно, всё сказано!

Отечественных автомобилей с алюминиевыми кузовами пока нет. Но нержавеющий и лёгкий материал уже начинает проникать в российскую транспортную сферу. Характерный пример — ультрасовременные скоростные трамваи «Витязь-М», чьи салоны полностью выполнены из алюминиевых сплавов, практически вечных и не нуждающихся в постоянной подкраске. Стоит отметить, что на создание одного трамвайного интерьера требуется до 1,7 тонны алюминия, который поставляет Красноярский алюминиевый завод «Русала».

«Потолок, стены, стойки — всё алюминиевое. И это не просто обшивка листами, детали сложные, совмещающие в себе и отделочные, и несущие элементы, и туннели для вентиляции и проводки, — рассказывает Виталий Деньгаев, гендиректор компании «Красноярские машиностроительные компоненты», где были созданы алюминиевые салоны «Витязя». — Плюс помимо эстетики мы получаем ещё и высочайшую безопасность: в отличие от пластиков и синтетики алюминиевый салон не выделяет вредных веществ, если возникло возгорание!»

С 17 марта этого года 13 трамваев «Витязь-М» начали ходить по Москве и к 5 апреля уже перевезли первую сотню тысяч пассажиров! Этот быстрый и бесшумный городской транспорт с салонами на 260 человек, с Wi-Fi, климат-контролем, местами для инвалидов и детских колясок и прочими элементами комфорта, рассчитан на срок службы в 30 лет, что вдвое больше, чем у составов прошлых моделей. В ближайшие три года столица получит 300 «Витязей», 100 из которых встанут на рельсы уже в этом сезоне.

В принтерах будущего

Элементарными любительскими 3D-принтерами, печатающими из пластиковой нити, уже никого не удивишь. Сегодня начинается эра полноценной серийной 3D-печати деталей из металла.

Алюминиевый порошок — едва ли не самый распространённый материал для технологии, называемой AF (от Additive Fabrication, «аддитивное производство»).

Additive по-английски — «добавка», и в этом глубокий смысл названия технологии: деталь производится не из болванки, от которой в процессе обработки отрезается лишний материал, а наоборот — добавлением материала в рабочую зону инструмента.

Металлический порошок выходит из дозатора AF-машины и послойно спекается лазером в единую прочную массу монолитного алюминия.

Детали, которые делаются цельными по методу AF, поражают воображение своей пространственной сложностью; выполнить их классическими методами даже на самых современных металлообрабатывающих станках — невозможно! За счёт ажурной конструкции детали, созданные на машинах аддитивной печати из порошков алюминиевых сплавов, имеют прочность, как у монолита, будучи при этом в несколько раз легче. Производятся они безотходно и быстро — такие металлические «кружева» незаменимы в биомедицине, авиации и космонавтике, в точной механике, при изготовлении пресс-форм и так далее.

Ещё недавно все технологии, связанные с Additive Fabrication, были иностранными. Но сейчас активно развиваются отечественные аналоги. Например, в Уральском федеральном университете (УрФУ) готовится к запуску экспериментальная установка по производству металлических порошков для AF-3D-печати. Установка работает на принципе распыления расплавленного алюминия струёй инертного газа, такой метод позволит получать металлические порошки с любыми заданными параметрами размерности зерна.

В строительстве и освещении

Алюминий может быть также фасадным и кровельным материалом, срок службы которого не ограничивается парой лет и который крайне удобен для дизайнеров и монтажников! Для строительства разработаны особые патентованные сплавы и композиты с самыми разными свойствами — Alclad, Kal-Alloy, Kalzip, Dwall Iridium. Из алюминия можно штамповать детали, в которых кровельная плоскость составляет единое целое с несущими элементами. Это необходимо, к примеру, для создания раздвижных крыш стадионов.

Источник:
http://svarka-44.ru/chto-bylo-pervym-izdeliem-sdelannym-iz-alyuminiya/

Алюминий — история и современность. Часть II

Алюминий — история и современность (Часть II)

«Официальная» часть истории алюминия начинается с эпохи «нового времени». Этот металл неоднократно «открывался» учеными из разных стран, а разработки технологий его производства велись под патронажем величайших правителей. Период «освоения» алюминия вполне можно назвать «золотым» — он ценился наряду с благородными металлами.

Годом «открытия» алюминия считается 1825, когда датский химик Ганс Христиан Эрстед во время опытов по электромагнетизму в ходе реакции амальгамы калия и безводного хлорида получил окись алюминия. Случай — традиционный спутник многих великих открытий — на этот раз не повлиял на интересы ученого: серебристому металлу была посвящена лишь одна строка в его научной статье: «в результате реакции образовался кусок металла, с цветом и блеском, несколько похожим на олово».

А вот юного коллегу Эрстеда, Фридриха Вёлера, этот «побочный эффект» весьма заинтересовал. В 1827 году, ровно через два года после опытов Эрстеда, он представил научному сообществу свою методику получения алюминия: в результате сильного нагрева смеси хлористого алюминия и калия выделялся металл, который, остывая, оставался в виде порошка и маленьких слитков. Для Вёлера, как и для прочих ученых, это было большим научным достижением — они самозабвенно принялись обсуждать технологию производства алюминия, «забыв» про сам металл, который, тем временем, «попался на глаза» европейской знати…

Пуговицы для монарха

Алюминий, разработанный учеными, от современного промышленного металла отличался кардинально — это был своеобразный «конкурент» золоту и серебру: алюминиевые слитки выставлялись на международных экспозициях ювелирных изделий, а затем из них изготавливались предметы роскоши. Есть легенда, что один из европейских правителей, желая продемонстрировать «коллегам» свое превосходство, заказал себе камзол с алюминиевыми пуговицами, который надевал исключительно во время дипломатических приемов.

Не исключено, что героем этой истории был Наполеон III — большой любитель «алюминиевой роскоши». На банкетах в честь императора Франции гости «делились» на тех, кому подавались золотые и серебряные приборы (таких было большинство) и тех, кто пользовался изделиями из алюминия (члены королевской семьи и почетные гости). В то время многие представители французской элиты боролись за право есть алюминиевой ложкой — это считалось знаком особого императорского внимания и покровительства.

«Алюминиевая лихорадка» усилилась после Всемирной выставки ювелирных украшений и драгоценных изделий, которая прошла в Париже в 1855 году. В числе экспонатов были пластины из серебристо-белого металла, представленные французским промышленником Анри Этьен Сент-Клер Девилем. «Серебро Девиля» как его окрестили организаторы выставки, стало самым «востребованным» ее экспонатом. С хозяином алюминиевых слитков пожелал познакомиться сам Император. Девиль, собственноручно выплавивший слитки, понадобился Наполеону III для реализации весьма амбициозного проекта: на зависть «соседям» он решил экипировать свою армию алюминиевыми касками и доспехами. Анри Девилль получил из императорской казны внушительную сумму — фактически, эта была первая государственная инвестиция в развитие технологии по производству алюминия.

Читайте также  Ржавеет ли алюминий: свойства материала, причины коррозии и способы защиты

Девилль, усовершенствовал методику Вёлера, предложив идею восстановления расплавленного тетрахлоралюминиата (алюминия) натрием. Стоимость металла немного снизилась, однако к производству алюминия в промышленном масштабе это не привело. Тем не менее, на каски для отряда личных кирасиров Императора алюминия хватило…

Блеск и легкость «серебра Девиля» постепенно заворожили весь мир — алюминий встал в ряд самых дорогих ювелирных металлов: золота, серебра и платины. Пожалуй, самым известным алюминиевым изделием 80-х годов девятнадцатого века являются сувенирные весы из алюминия и золота, которые были подарены Д. И. Менделееву на Лондонских чтениях в знак особых заслуг перед наукой.

Тем не менее, многие предприниматели уже начали задумываться о том, чтобы использовать алюминий в строительстве или производстве. Идею «полезного алюминия» поддержали и «идеологи» — Н. Г. Чернышевский назвал алюминий «металлом социализма»: «…рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же все это богато. Везде алюминий и алюминий. » («Что делать?» 1863 год).

Восьмидесятые годы ознаменовались большим числом научных публикаций в области получения алюминия. В числе прочих следует отметить работу немецкого ученого Роберта Вильгельма Бунзена, которая вышла в 1854 году и была посвящена технологии выплавки металла путем электролиза хлористого алюминия. Идея Бунзена была рассмотрена, но не принята в качестве оптимального промышленного метода. Еще одну идею предложил русский естествоиспытатель Н. Н. Бекетов в 1865 году он опубликовал методику выделения из криолита расплавленного алюминия при помощи магния.

Теоретическая база была заложена, однако практического применения идеи ученых пока не получили — не было соответствующего оборудования. Мир стал «готовиться» к «алюминиевому прорыву»…

миния начинается с эпохи «нового времени». Этот металл неоднократно «открывался» учеными из разных стран, а разработки технологий его производства велись под патронажем величайших правителей. Период «освоения» алюминия вполне можно назвать «золотым» — он ценился наряду с благородными металлами.

Годом «открытия» алюминия считается 1825, когда датский химик Ганс Христиан Эрстед во время опытов по электромагнетизму в ходе реакции амальгамы калия и безводного хлорида получил окись алюминия. Случай — традиционный спутник многих великих открытий — на этот раз не повлиял на интересы ученого: серебристому металлу была посвящена лишь одна строка в его научной статье: «в результате реакции образовался кусок металла, с цветом и блеском, несколько похожим на олово».

А вот юного коллегу Эрстеда, Фридриха Вёлера, этот «побочный эффект» весьма заинтересовал. В 1827 году, ровно через два года после опытов Эрстеда, он представил научному сообществу свою методику получения алюминия: в результате сильного нагрева смеси хлористого алюминия и калия выделялся металл, который, остывая, оставался в виде порошка и маленьких слитков. Для Вёлера, как и для прочих ученых, это было большим научным достижением — они самозабвенно принялись обсуждать технологию производства алюминия, «забыв» про сам металл, который, тем временем, «попался на глаза» европейской знати…

Пуговицы для монарха

Алюминий, разработанный учеными, от современного промышленного металла отличался кардинально — это был своеобразный «конкурент» золоту и серебру: алюминиевые слитки выставлялись на международных экспозициях ювелирных изделий, а затем из них изготавливались предметы роскоши. Есть легенда, что один из европейских правителей, желая продемонстрировать «коллегам» свое превосходство, заказал себе камзол с алюминиевыми пуговицами, который надевал исключительно во время дипломатических приемов.

Не исключено, что героем этой истории был Наполеон III — большой любитель «алюминиевой роскоши». На банкетах в честь императора Франции гости «делились» на тех, кому подавались золотые и серебряные приборы (таких было большинство) и тех, кто пользовался изделиями из алюминия (члены королевской семьи и почетные гости). В то время многие представители французской элиты боролись за право есть алюминиевой ложкой — это считалось знаком особого императорского внимания и покровительства.

«Алюминиевая лихорадка» усилилась после Всемирной выставки ювелирных украшений и драгоценных изделий, которая прошла в Париже в 1855 году. В числе экспонатов были пластины из серебристо-белого металла, представленные французским промышленником Анри Этьен Сент-Клер Девилем. «Серебро Девиля» как его окрестили организаторы выставки, стало самым «востребованным» ее экспонатом. С хозяином алюминиевых слитков пожелал познакомиться сам Император. Девиль, собственноручно выплавивший слитки, понадобился Наполеону III для реализации весьма амбициозного проекта: на зависть «соседям» он решил экипировать свою армию алюминиевыми касками и доспехами. Анри Девилль получил из императорской казны внушительную сумму — фактически, эта была первая государственная инвестиция в развитие технологии по производству алюминия.

Девилль, усовершенствовал методику Вёлера, предложив идею восстановления расплавленного тетрахлоралюминиата (алюминия) натрием. Стоимость металла немного снизилась, однако к производству алюминия в промышленном масштабе это не привело. Тем не менее, на каски для отряда личных кирасиров Императора алюминия хватило…

Блеск и легкость «серебра Девиля» постепенно заворожили весь мир — алюминий встал в ряд самых дорогих ювелирных металлов: золота, серебра и платины. Пожалуй, самым известным алюминиевым изделием 80-х годов девятнадцатого века являются сувенирные весы из алюминия и золота, которые были подарены Д. И. Менделееву на Лондонских чтениях в знак особых заслуг перед наукой.

Тем не менее, многие предприниматели уже начали задумываться о том, чтобы использовать алюминий в строительстве или производстве. Идею «полезного алюминия» поддержали и «идеологи» — Н. Г. Чернышевский назвал алюминий «металлом социализма»: «…рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же все это богато. Везде алюминий и алюминий. » («Что делать?» 1863 год).

Восьмидесятые годы ознаменовались большим числом научных публикаций в области получения алюминия. В числе прочих следует отметить работу немецкого ученого Роберта Вильгельма Бунзена, которая вышла в 1854 году и была посвящена технологии выплавки металла путем электролиза хлористого алюминия. Идея Бунзена была рассмотрена, но не принята в качестве оптимального промышленного метода. Еще одну идею предложил русский естествоиспытатель Н. Н. Бекетов. В 1865 году он опубликовал методику выделения из криолита расплавленного алюминия при помощи магния.

Теоретическая база была заложена, однако практического применения идеи ученых пока не получили — не было соответствующего оборудования. Мир стал «готовиться» к «алюминиевому прорыву»…

Источник:
http://tdsm.ru/article/view/aluminij-istoria-i-sovremennost-cast-ii

Металл для ложки императора

Уже более полутора сотен лет алюминий — металл, совершивший в своё время прорыв в авиации — сопровождает человека в вопросах питания и кулинарии. Причём это уже не устаревшие «бабушкины» миски и бидоны, а современный высокотехнологичный инвентарь, занявший своё место на каждой кухне: сегодня более 95% посуды с антипригарным покрытием производится из алюминия!

Как изменилась и эволюционировала алюминиевая посуда с древности и до наших дней? Почему алюминий на кухне сегодня является оптимальным выбором между откровенно устаревшей эмалированной и избыточно дорогой премиальной посудой? Как приобрести правильную сковороду и кастрюлю при широчайшем современном ассортименте? И что нужно знать об упаковке пищевых продуктов из алюминия?

Дороже золота

Первые попытки получить металлический алюминий наталкивались на технологические ограничения, и алюминиевым веком стал лишь XX, когда на помощь металлургам пришло электричество. В конце же XIX столетия «серебро из глины», как его называли, в малых количествах получали лишь химическими методами. Именно поэтому первые проволока и фольга из нового необычного металла, представленные французским учёным и промышленником Сент-Клер Девилем на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, произвели настоящий фурор.

За несколько же лет до этого алюминиевые ложки и вилки в столовом приборе использовались исключительно при дворе императора Франции Шарля Луи Наполеона Бонапарта и полагались лишь наиболее почётным гостям. А не попавшие в число избранных ели «второсортными» золотыми приборами и негодовали от зависти к счастливчикам, по чьим тарелкам позвякивали лёгкие вилочки из новомодного «драгметалла»…

«В России первую попытку изготавливать посуду из алюминия предпринял в 1893 году купец Александр Кольчугин, создатель медеобрабатывающего завода во Владимирской области (впоследствии известного как Кольчугинский завод цветных металлов), — рассказывает Леонид Хазанов, заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт». — Он обратился в Министерство финансов с просьбой предоставить ему субсидию в 100 тысяч рублей на строительство фабрики, обосновывая это возможностью использования алюминия для выпуска посуды на нужды армии, но потерпел неудачу: новый металл ещё не вызывал доверия у властей».

Сегодня же, в «алюминиевую эпоху», значительную долю потребления «крылатого металла» взяла на себя пищевая промышленность — это не только посуда, но и разнообразная тара и упаковка. Пресловутые ложки, вилки, кружки и миски из голого металла, коими так гордился Наполеон III, сейчас востребованы разве что в пешем туризме. А в домовых хозяйствах спросом в первую очередь пользуются антипригарные внутри и красиво анодированные в цвет снаружи сковороды, кастрюли, сотейники, жаровни, казаны, грили, воки. Алюминий занял место бесспорного мирового лидера в производстве инвентаря для кулинарии.

Оптимальный выбор

Различные материалы, разумеется, имеют свои плюсы и минусы — как же без этого. Но только алюминий уверенно предлагает лучший баланс характеристик и стоимости, причём честно, без маркетинговых выкрутасов, выдающих ретро за прогресс, а неудобства — за признаки элитарности. Безусловно, старый добрый чугун недурственен и по сей день, но с антипригарными покрытиями дружит он плохо, а хрупкое эмалирование — это и вовсе возврат в прошлое.

Жаростойкие стекло и керамика были бы безупречны по некоторым показателям, но они слишком нежны и требовательны в эксплуатации, а к тому же слишком дороги и потому явно останутся навсегда нишевым товаром. Алюминий же, являясь безусловным лидером среди посудных материалов по характеристикам теплопроводности, оптимален и по цене, и по дизайну. Даже самая толстостенная алюминиевая посуда остаётся лёгкой и удобной, при этом быстро и равномерно прогреваясь, экономя электроэнергию и газ.

«Отечественное производство алюминиевой посуды стало налаживаться только во времена советской власти — уже в Великую Отечественную бойцам Красной армии наравне с эмалированными кружками выдавали и алюминиевые, — продолжает свой рассказ Леонид Хазанов. — После войны выпуск алюминиевой посуды был поставлен на широкую ногу. Её начали изготавливать как на специализированных предприятиях, подобно Кукморскому заводу металлопосуды с 1950-х годов, так и на заводах по выпуску алюминиевых полуфабрикатов — скажем, на Каменск-Уральском металлургическом заводе с 1947 года или Белокалитвинском металлургическом с 1970 года. Изначально, разумеется, алюминиевая посуда делалась из голого металла, но в 1980-х годах в СССР начало осваиваться нанесение антипригарных покрытий». Сегодня в нашей стране существует немало предприятий, которые производят современную алюминиевую посуду с антипригарным покрытием, — «Кукмор», СКОВО, «Калитва», VARI, «Гвура», НМП и другие.

Ещё недавно на российском рынке доминировала импортная посуда из алюминия — в 2013 году на неё приходилось 55% продаж. Но уже к 2016 году импортозамещение проявило себя в полной мере и отечественные аналоги заслуженно занимают 68% рынка благодаря качеству и безопасности для здоровья. Эксперты ведущего отечественного производителя лёгкого металла, компании «Русал», отметили, что заметный перевес в пользу российской продукции произошёл в 2015 году: 13,8 тыс. тонн против 8,8 тыс. тонн по весу металла. Согласно их прогнозам, эта тенденция на российском рынке посуды сохранится на протяжении нескольких лет и к 2021 году достигнет соотношения 21 тыс. тонн против 12,6 тыс. тонн. Устойчивый же рост рынка предсказывается в 5–7% в год.

Стоит отметить, что компании, производящие и потребляющие алюминий, в нашей стране объединены в Алюминиевую ассоциацию, которая занимается контролем качества металла и изделий из него, увеличением доли отечественной продукции на внутреннем рынке и повышением её экспортного и инновационного потенциала. Ассоциация курирует более 30 масштабных проектов — от первой в России линии производства особо чистого оксида алюминия для выращивания монокристаллов лейкосапфиров, используемых в производстве светодиодов, до высококачественных легкосплавных автомобильных дисков и широкого спектра посуды, которой и посвящена наша история.

Здоровье важнее всего

В любой алюминиевой посуде присутствуют два основных компонента — собственно алюминиевый сплав, который составляет основу сковороды или кастрюли, и антипригарное покрытие. И, разумеется, всем нам важно, чтобы и то и другое было совершенно безопасным для здоровья. «С этой точки зрения в первую очередь безупречна российская алюминиевая посуда, поскольку в ней используются исключительно гостовские пищевые сплавы алюминия, а наш закон контролирует, чтобы на посуду шёл только первичный и чистый металл», — отметил директор по продажам АО «Алюминий металлург рус» Андрей Чертовиков.

В низкокачественной импортной посуде может запросто встречаться переработанный алюминий из неизвестного вторсырья, куда при плавке попадают вредные и опасные примеси тяжёлых металлов, не предназначенные для пищевого алюминиевого сплава. Но это, разумеется, претензия не к алюминию как таковому, а к технологии производства — попадание опасных примесей возможно в посуде и из чугуна, нержавейки, керамики, увы, это реалии низкобюджетного китайского производства под неизвестными брендами…

В 1914 году известный российский химик Николай Пушин с сожалением отмечал: «Россия потребляет ежегодно 80 000 пудов алюминия, но сама не производит ни одного грамма этого металла, всё покупая за границей». Сегодня же наша страна является одним из ведущих производителей алюминия в мире — в первую очередь благодаря предприятиям группы «Русал» в Красноярске, Братске, Саяногорске и других городах. И поэтому многочисленные отечественные заводы, выпускающие посуду, применяют только высококачественные пищевые сплавы — безопасность основы сковород и кастрюль гарантирована!

Теперь о покрытиях. Собственно, у всех на слуху знаменитый тефлон, который давно стал нарицательным, как джип или ксерокс. Это уникальное вещество, именуемое ещё политетрафторэтилен (ПТФЭ), имеет коэффициент трения скольжения, наименьший из известных человеку материалов — даже меньше, чем у тающего льда.

Читайте также  Алюминиевая руда - от добычи до получения металла

Политетрафторэтилен был открыт (причём случайно!) в 1938 году молодым 27-летним американским учёным-химиком Роем Планкеттом и запатентован под брендом «тефлон» небезызвестным химическим концерном DuPont как вещество, незаменимое в электротехнике, механике и множестве других отраслей. Одна из них — термостойкие посудные антипригарные покрытия, которые могут называться по-разному из-за патентных ограничений и фирменных решений, но на деле являются одним и тем же веществом. К примеру, есть покрытия, называемые каменными, — но в их основе лежит тот же самый ПТФЭ с включёнными в состав частицами твёрдых минералов.

ПТФЭ не вступает в химическую реакцию ни с чем — ни с влагой, ни с пищевыми продуктами, ни с моющими средствами. О безопасности этого вещества лучше всего говорит его биологическая совместимость с тканями человека — из ПТФЭ делают имплантаты для хирургии, стоматологии, офтальмологии, искусственные кровеносные сосуды и шовные материалы… Собственно, последнего факта более чем достаточно, чтобы полностью закрыть вопрос безвредности антипригарных ПТФЭ-покрытий для человека.

Ответы на вопросы покупателей

Пищевой алюминий, из которого делаются банки, пакеты, брикеты, тубы и масса других форм, — также едва ли не самый безопасный для человека материал! Тем более что и плавленый сырок в алюминиевой фольге, и газировка в алюминиевой банке совершенно с металлом не контактируют. Во-первых, любой предмет из алюминия всегда покрыт тончайшим слоем химически инертного оксида — такова уж особенность этого металла, — а во-вторых, алюминиевая упаковка никогда не соприкасается с продуктом непосредственно.

Она защищена либо полиэтиленом (как в «тетрапаках» сока и молока), либо тончайшим слоем пищевого лака, которым традиционно покрыты изнутри и классические жестяные консервные банки, и закаточные крышки для домашней консервации. Пищевые лаки делаются на основе особо обработанных натуральных масел: льняного, касторового — или их синтезированных аналогов. Эти лаки не имеют вкуса, запаха, не реагируют ни с кислотными, ни со щелочными продуктами и полностью безвредны для человека.

«Самый простой критерий при выборе безопасной и удобной посуды из алюминия — это её отечественное происхождение. В первую очередь надо найти на этикетке наименование производителя и его адрес, — рекомендует Лидия Толстоусова, директор по продажам и маркетингу популярного производителя посуды торгового дома «СКОВО». — Стоит выбирать посуду только известных заводов, имеющих историю в данной области. Такие компании помимо богатого опыта имеют развитые системы управления качеством, обеспечивающие контроль на всех этапах выпуска. Известные производители также гарантируют надёжность и высокое качество используемых антипригарных покрытий».

Да, существует масса европейских компаний, производящих безупречную и даже премиальную алюминиевую посуду. Но при цене, включающей доставку из-за рубежа, а также при минимальных или вовсе отсутствующих технологических и дизайнерских преимуществах перед российским товаром платить больше нет никакого смысла! Если же импортная посуда стоит как отечественная или даже дешевле — это с большой долей вероятности означает китайское её происхождение или откровенную подделку.

Вся российская алюминиевая посуда проходит тесты на качество металла, стойкость и безопасность антипригарного покрытия, но, к сожалению, строгие отечественные требования не распространяются на импортную посуду… Наличие тяжёлых металлов и токсичных элементов в её составе не контролируется российским законодательством. Поэтому, лишь покупая отечественную посуду, можно быть абсолютно уверенным в её безопасности.

Источник:
http://life.ru/p/989035

Драгоценный алюминий

В настоящее время алюминий является одним из самых популярных и нашедших широкое применение металлов. Даже не верится, что этот металл открыли только в середине девятнадцатого века. И сначала его считали одним из ценнейших благодаря удивительным качествам: по цвету белый подобно серебру, легкий по весу и не подверженный воздействию окружающей среды. Стоимость его была выше цен на золото. Само собой, такой металл первым делом нашел свое применение в создании ювелирных изделий и дорогих элементах декора.

Сейчас трудно найти первые произведения искусства из алюминия. С некоторыми из них можно ознакомиться в коллекциях Музея Виктории и Альберта, Британского музея, Музея д’Орсэ, Музея Купера-Хевитта в Нью-Йорке и Музея Декоративного искусства в Париже.

Одной из самых больших коллекций предметов из алюминия (свыше 16 тысяч изделий) может похвастаться Франция – страна, в которой этот металл впервые получили химическим путем. Очень долго алюминий не покидал стен химических лабораторий. И лишь в 1854 году химик Сант Клер Девиль из Франции изобрел процесс изготовления алюминия при помощи натрия. Ему был предоставлен бюджет размером 30 тысяч старых франков императором Наполеоном III для создания экспериментальной лаборатории для производства нового металла.

В 1855 г. На Универсальной выставке в Париже алюминий был самой главной достопримечательностью. Изделия из алюминия располагались в витрине, соседствующей с бриллиантами французской короны. Император Наполеон III не скрывал гордости за открытие, которое было совершено под его личным покровительством, и называл алюминий «своим металлом».

Алюминий, как и все необычные научные открытия того времени, должен обязан был обрести великое будущее. Постепенно зародилась определенная мода на алюминий. Его считали благородным малоизученным металлом, используемым исключительно для создания произведений искусства.

Для этого использовались самые чистые марки алюминия. При помощи особой обработки поверхности ювелирами достигался наиболее светлые цвета металла, который зачастую приравнивали к серебру. Но в сравнении с серебром, алюминий обладал более мягким блеском, чем обуславливалась еще большая любовь к нему ювелиров. В совокупности с тонкими узорами, яркий блеск серебряных изделий затмевал художественную отделку, затрудняя рассмотрения мелких деталей. Эти детали можно было разглядеть лишь со временем, после того как серебро начинало темнеть. Алюминий не обладал таким ярким блеском и позволял легко разглядеть даже весьма тонкий рисунок орнамента.

Если в произведениях ювелирного искусства наряду совместно с драгоценными камнями использовалось серебро, то яркость его блеска вкупе с искусственным освещением придавала камням оттенок желтизны. Особенно заметно это было на бриллиантах, которые были оправлены серебром. Алюминий абсолютно не нарушал натуральные цвета драгоценных камней.

Французские коллекции располагают настольными скульптурными группами, изготовленными в мастерской Кристофль в Париже. Самые редкие из них были изготовлены из чистого алюминия, остальные – из сплава алюминия и меди, который называли «бронза алюминия». Этот сплав по цвету очень напоминает бронзу или позолоту, поэтому по внешнему виду предмета весьма сложно догадаться о составе сплава.

Наиболее часто алюминий использовали ювелиры. В 60-х годах XIX века в Англии любая модница имела хотя бы несколько алюминиевых украшений. Во Франции были знамениты первые ювелирные изделия из алюминия, созданные ювелиром и скульптором по металлу Онорэ Северином Бурдонклем. Из его работ 1855–1860-х годов остались несколько алюминиевых кубиков и игрушечный скипетр наследного принца, а также три браслета. Бурдонкль создал браслеты, имеющие типичную для своей эпохи форму, которая напоминала сложные скульптурные композиции. Браслет, сохранившийся в музее Декоративного искусства в Париже, обрамляют ангелы, цветы и переплетающиеся ленты обрамляют вокруг медальона с инициалами PR. На других браслетах Бурдонкля изображены змеи, ящерицы, голуби, ангелы (которые сильно напоминают итальянские скульптурные произведения эпохи Возрождения).

Потому как химические и физические свойства алюминия сначала были слабо изучены, ювелиры сами изобретали новые техники его обработки. Алюминий технически легко обрабатывать, этот мягкий металл позволяет создавать отпечатки любых узоров, наносить рисунки и создавать желаемой формы изделия. Алюминий покрывался золотом, полировался и доводился до матовых оттенков.

Основные трудности возникали при необходимости соединения различных элементов из алюминия друг с другом. Процесс сплавливания осуществлялся с помощью других металлов (магнезия, этан, серебро). Во избежание этих трудностей ювелиры часто прибегали к механическим способам соединения – системам цепочек, скрепок, винтовых соединений. Иногда накладные элементы из алюминия фиксировались на другом металле.

В то же время, далеко не каждый ювелир осмеливался проводить эксперименты с этим дорогим металлом. Некоторыми ювелирами он использовался наряду с другими металлами с применением старых технологий, при этом выбирались уже ранее известные формы для алюминиевых изделий. Лишь небольшое число ювелиров занимались разработкой новых форм и техник обработки алюминия. Среди них большой вклад внес французский ювелир Шарль Генри Виллемонт, который создал специальный стиль для алюминиевых украшений. К характерным признакам таких изделий относятся массивные округлые формы различных элементов изделия, использование готических природных мотивов, сочетание алюминия с фоном из позолоченных металлов для создания контраста цветов.

Но со временем алюминий стал падать цене. Если в 1854–1856 годах стоимость одного килограмма алюминия составляла 3 тысячи старых франков, то в середине 1860-х годов за килограмм этого металла давали уже около ста старых франков. Впоследствии из-за низкой стоимости алюминий вышел из моды.

Хотя, несмотря на обесценивание алюминия, часть знаменитых ювелиров продолжала использовать его. Например, в 1899 году Рене Лалик создал для актрисы Мадам Бартет театральную диадему из алюминия, слоновой кости и гранатов. Диадема была выполнена в античном стиле и украшена сценами из жизни куртизанок античности и стилизованными цветками лотоса. Выбор в пользу алюминия был сделан по причине его легкости вкупе с большими размерами диадемы (27 на 37 сантиметров). Сейчас диадема хранится в музее Ламбинет в Версале.

В 1900 году французским ювелиром Леоном Колон на Универсальной выставке в Париже была представлена бриллиантовая диадема, имеющая форму голубиного пера высотой 15 см. Все бриллианты этого изделия были в алюминиевой оправе. Тем самым художник стремился добиться особой легкости головного украшения. Помимо этого, матовый и нейтральный цвет алюминия, по сравнению с другими белыми металлами, позволял лучшим образом подчеркнуть блеск бриллиантов.

Диадему отметили в обзорных статьях о выставке, многие предполагали, что она получит главный приз на конкурсе. Но Леон Колон входил с состав членов жюри и потому не мог принимать участие в конкурсе. В ходе выставки Леону Колон был присвоен Орден Легиона Чести. К сожалению, его диадему можно увидеть лишь на фотографиях с Универсальной выставки 1900 года.

В настоящее время самые первые алюминиевые изделия представляют большую редкость. Большинство из них не пережило обесценивания металла и было заменено серебром, золотом и другими драгоценными металлами и сплавами. В последнее время вновь наблюдается повышенный интерес к алюминий у специалистов. Этот металл стал темой отдельной выставки «Aluminum by design», организованной в 2000 году Музеем Карнеги в Питсбурге. Во Франции расположен Институт истории алюминия, среди направлений работы которого есть и исследование первых ювелирных изделий из этого металла. Публикации и участие в организации выставок позволяют специалистам и любителям искусства познакомиться с таким необычным для настоящего времени явлением, как алюминиевые ювелирные украшения.

Античность

Уже в эпоху античности многие ученые предполагали возможное существование алюминия. Впервые «легкий серебристый металл» был упомянут Плинием старшим. Легенда гласит, что неизвестный мастер подарил императору Тиберию кубок, изготовленный из металла, цветом похожим на серебро. Кубок был удивительно легким, и, если верить дарителю, странный металл был получен из глинистой земли. Император Тиберий в страхе за обесценивание серебра и золото приказал казнить мастера.

Времена Наполеона III

Одно из первых алюминиевых изделий – игрушка в виде скипетра, изготовленная по заказу французского императорского двора для наследного принца. Автором работы стал ювелир Онорэ Бурдонкль. Кроме алюминия в скипетре было использовано золото, бриллианты, изумруды и кораллы. Сейчас это произведение искусства находится в коллекции потомков императорской семьи.

В середине XIX в. для императорской семьи были изготовлены многочисленные сервизы и столовые наборы из алюминия. Причем только императорская семья и ее почетные гости пользовались этой посудой – остальные довольствовались серебром и золотом. Согласно французской легенде, Наполеон III даже подарил один из таких столовых наборов российскому императорскому двору. Однако попытки обнаружить этот роскошный подарок французского правителя были тщетны.

Зная об удивительной легкости алюминия, Наполеон III решил заменить орлов, возвышающихся над императорскими знаменами. Раньше они были изготовлены из бронзы с позолотой, и их средний вес равнялся 2400 г. В 1861 г. ателье Марион изготовило 217 алюминиевых орлов. При размерах 20х23,5 см средняя масса каждого орла была равна 900 г. На их изготовление потребовалось 187 кг алюминия, что по тем временам составляло целое состояние: каждый орел стоил 300 старых франков, а общий заказ приравнивался к сумме в 65 000 старых франков. Знаменосцы же особенно оценили легкость новых орлов, теперь они весили на 1500 г меньше. Несколько таких орлов из алюминия хранятся в Музее армии в Париже.

Источник:
http://www.vinmet.ru/publication/precious-aluminium/

Что было первым изделием сделанным из алюминия

Алюминий — история и современность. Часть II

Алюминий — история и современность (Часть II)

«Официальная» часть истории алюминия начинается с эпохи «нового времени». Этот металл неоднократно «открывался» учеными из разных стран, а разработки технологий его производства велись под патронажем величайших правителей. Период «освоения» алюминия вполне можно назвать «золотым» — он ценился наряду с благородными металлами.

Годом «открытия» алюминия считается 1825, когда датский химик Ганс Христиан Эрстед во время опытов по электромагнетизму в ходе реакции амальгамы калия и безводного хлорида получил окись алюминия. Случай — традиционный спутник многих великих открытий — на этот раз не повлиял на интересы ученого: серебристому металлу была посвящена лишь одна строка в его научной статье: «в результате реакции образовался кусок металла, с цветом и блеском, несколько похожим на олово».

А вот юного коллегу Эрстеда, Фридриха Вёлера, этот «побочный эффект» весьма заинтересовал. В 1827 году, ровно через два года после опытов Эрстеда, он представил научному сообществу свою методику получения алюминия: в результате сильного нагрева смеси хлористого алюминия и калия выделялся металл, который, остывая, оставался в виде порошка и маленьких слитков. Для Вёлера, как и для прочих ученых, это было большим научным достижением — они самозабвенно принялись обсуждать технологию производства алюминия, «забыв» про сам металл, который, тем временем, «попался на глаза» европейской знати…

Читайте также  Пайка алюминия с медью своими руками в домашних условиях

Пуговицы для монарха

Алюминий, разработанный учеными, от современного промышленного металла отличался кардинально — это был своеобразный «конкурент» золоту и серебру: алюминиевые слитки выставлялись на международных экспозициях ювелирных изделий, а затем из них изготавливались предметы роскоши. Есть легенда, что один из европейских правителей, желая продемонстрировать «коллегам» свое превосходство, заказал себе камзол с алюминиевыми пуговицами, который надевал исключительно во время дипломатических приемов.

Не исключено, что героем этой истории был Наполеон III — большой любитель «алюминиевой роскоши». На банкетах в честь императора Франции гости «делились» на тех, кому подавались золотые и серебряные приборы (таких было большинство) и тех, кто пользовался изделиями из алюминия (члены королевской семьи и почетные гости). В то время многие представители французской элиты боролись за право есть алюминиевой ложкой — это считалось знаком особого императорского внимания и покровительства.

«Алюминиевая лихорадка» усилилась после Всемирной выставки ювелирных украшений и драгоценных изделий, которая прошла в Париже в 1855 году. В числе экспонатов были пластины из серебристо-белого металла, представленные французским промышленником Анри Этьен Сент-Клер Девилем. «Серебро Девиля» как его окрестили организаторы выставки, стало самым «востребованным» ее экспонатом. С хозяином алюминиевых слитков пожелал познакомиться сам Император. Девиль, собственноручно выплавивший слитки, понадобился Наполеону III для реализации весьма амбициозного проекта: на зависть «соседям» он решил экипировать свою армию алюминиевыми касками и доспехами. Анри Девилль получил из императорской казны внушительную сумму — фактически, эта была первая государственная инвестиция в развитие технологии по производству алюминия.

Девилль, усовершенствовал методику Вёлера, предложив идею восстановления расплавленного тетрахлоралюминиата (алюминия) натрием. Стоимость металла немного снизилась, однако к производству алюминия в промышленном масштабе это не привело. Тем не менее, на каски для отряда личных кирасиров Императора алюминия хватило…

Блеск и легкость «серебра Девиля» постепенно заворожили весь мир — алюминий встал в ряд самых дорогих ювелирных металлов: золота, серебра и платины. Пожалуй, самым известным алюминиевым изделием 80-х годов девятнадцатого века являются сувенирные весы из алюминия и золота, которые были подарены Д. И. Менделееву на Лондонских чтениях в знак особых заслуг перед наукой.

Тем не менее, многие предприниматели уже начали задумываться о том, чтобы использовать алюминий в строительстве или производстве. Идею «полезного алюминия» поддержали и «идеологи» — Н. Г. Чернышевский назвал алюминий «металлом социализма»: «…рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же все это богато. Везде алюминий и алюминий…» («Что делать?» 1863 год).

Восьмидесятые годы ознаменовались большим числом научных публикаций в области получения алюминия. В числе прочих следует отметить работу немецкого ученого Роберта Вильгельма Бунзена, которая вышла в 1854 году и была посвящена технологии выплавки металла путем электролиза хлористого алюминия. Идея Бунзена была рассмотрена, но не принята в качестве оптимального промышленного метода. Еще одну идею предложил русский естествоиспытатель Н. Н. Бекетов в 1865 году он опубликовал методику выделения из криолита расплавленного алюминия при помощи магния.

Теоретическая база была заложена, однако практического применения идеи ученых пока не получили — не было соответствующего оборудования. Мир стал «готовиться» к «алюминиевому прорыву»…

миния начинается с эпохи «нового времени». Этот металл неоднократно «открывался» учеными из разных стран, а разработки технологий его производства велись под патронажем величайших правителей. Период «освоения» алюминия вполне можно назвать «золотым» — он ценился наряду с благородными металлами.

Годом «открытия» алюминия считается 1825, когда датский химик Ганс Христиан Эрстед во время опытов по электромагнетизму в ходе реакции амальгамы калия и безводного хлорида получил окись алюминия. Случай — традиционный спутник многих великих открытий — на этот раз не повлиял на интересы ученого: серебристому металлу была посвящена лишь одна строка в его научной статье: «в результате реакции образовался кусок металла, с цветом и блеском, несколько похожим на олово».

А вот юного коллегу Эрстеда, Фридриха Вёлера, этот «побочный эффект» весьма заинтересовал. В 1827 году, ровно через два года после опытов Эрстеда, он представил научному сообществу свою методику получения алюминия: в результате сильного нагрева смеси хлористого алюминия и калия выделялся металл, который, остывая, оставался в виде порошка и маленьких слитков. Для Вёлера, как и для прочих ученых, это было большим научным достижением — они самозабвенно принялись обсуждать технологию производства алюминия, «забыв» про сам металл, который, тем временем, «попался на глаза» европейской знати…

Пуговицы для монарха

Алюминий, разработанный учеными, от современного промышленного металла отличался кардинально — это был своеобразный «конкурент» золоту и серебру: алюминиевые слитки выставлялись на международных экспозициях ювелирных изделий, а затем из них изготавливались предметы роскоши. Есть легенда, что один из европейских правителей, желая продемонстрировать «коллегам» свое превосходство, заказал себе камзол с алюминиевыми пуговицами, который надевал исключительно во время дипломатических приемов.

Не исключено, что героем этой истории был Наполеон III — большой любитель «алюминиевой роскоши». На банкетах в честь императора Франции гости «делились» на тех, кому подавались золотые и серебряные приборы (таких было большинство) и тех, кто пользовался изделиями из алюминия (члены королевской семьи и почетные гости). В то время многие представители французской элиты боролись за право есть алюминиевой ложкой — это считалось знаком особого императорского внимания и покровительства.

«Алюминиевая лихорадка» усилилась после Всемирной выставки ювелирных украшений и драгоценных изделий, которая прошла в Париже в 1855 году. В числе экспонатов были пластины из серебристо-белого металла, представленные французским промышленником Анри Этьен Сент-Клер Девилем. «Серебро Девиля» как его окрестили организаторы выставки, стало самым «востребованным» ее экспонатом. С хозяином алюминиевых слитков пожелал познакомиться сам Император. Девиль, собственноручно выплавивший слитки, понадобился Наполеону III для реализации весьма амбициозного проекта: на зависть «соседям» он решил экипировать свою армию алюминиевыми касками и доспехами. Анри Девилль получил из императорской казны внушительную сумму — фактически, эта была первая государственная инвестиция в развитие технологии по производству алюминия.

Девилль, усовершенствовал методику Вёлера, предложив идею восстановления расплавленного тетрахлоралюминиата (алюминия) натрием. Стоимость металла немного снизилась, однако к производству алюминия в промышленном масштабе это не привело. Тем не менее, на каски для отряда личных кирасиров Императора алюминия хватило…

Блеск и легкость «серебра Девиля» постепенно заворожили весь мир — алюминий встал в ряд самых дорогих ювелирных металлов: золота, серебра и платины. Пожалуй, самым известным алюминиевым изделием 80-х годов девятнадцатого века являются сувенирные весы из алюминия и золота, которые были подарены Д. И. Менделееву на Лондонских чтениях в знак особых заслуг перед наукой.

Тем не менее, многие предприниматели уже начали задумываться о том, чтобы использовать алюминий в строительстве или производстве. Идею «полезного алюминия» поддержали и «идеологи» — Н. Г. Чернышевский назвал алюминий «металлом социализма»: «…рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же все это богато. Везде алюминий и алюминий…» («Что делать?» 1863 год).

Восьмидесятые годы ознаменовались большим числом научных публикаций в области получения алюминия. В числе прочих следует отметить работу немецкого ученого Роберта Вильгельма Бунзена, которая вышла в 1854 году и была посвящена технологии выплавки металла путем электролиза хлористого алюминия. Идея Бунзена была рассмотрена, но не принята в качестве оптимального промышленного метода. Еще одну идею предложил русский естествоиспытатель Н. Н. Бекетов. В 1865 году он опубликовал методику выделения из криолита расплавленного алюминия при помощи магния.

Теоретическая база была заложена, однако практического применения идеи ученых пока не получили — не было соответствующего оборудования. Мир стал «готовиться» к «алюминиевому прорыву»…

Источник:
http://grsk-omega.ru/alyuminij/chto-bylo-pervym-izdeliem-sdelannym-iz-alyuminiya.html

Алюминий: физические свойства, получение, применение, история

Физические свойства алюминия

Алюминий — мягкий, легкий, серебристо-белый металл с высокой тепло- и электропроводностью. Температура плавления 660°C.

По распространенности в земной коре алюминий занимает 3-е место после кислорода и кремния среди всех атомов и 1-е место — среди металлов.

К достоинствам алюминия и его сплавов следует отнести его малую плотность (2,7 г/см3), сравнительно высокие прочностные характеристики, хорошую тепло- и электропроводность, технологичность, высокую коррозионную стойкость. Совокупность этих свойств позволяет отнести алюминий к числу важнейших технических материалов.

Алюминий и его сплавы делятся по способу получения на деформируемые, подвергаемые обработке давлением и литейные, используемые в виде фасонного литья; по применению термической обработки — на термически не упрочняемые и термически упрочняемые, а также по системам легирования.

Получение

Впервые алюминий был получен Гансом Эрстедом в 1825 году. Современный метод получения разработали независимо друг от друга американец Чарльз Холл и француз Поль Эру. Он заключается в растворении оксида алюминия Al2O3 в расплаве криолита Na3AlF6 с последующим электролизом с использованием графитовых электродов. Такой метод получения требует больших затрат электроэнергии, и поэтому оказался востребован только в XX веке.

Применение

Алюминий широко применяется как конструкционный материал . Основные достоинства алюминия в этом качестве — легкость, податливость штамповке, коррозионная стойкость (на воздухе алюминий мгновенно покрывается прочной пленкой Al2O3, которая препятствует его дальнейшему окислению), высокая теплопроводность, неядовитость его соединений. В частности, эти свойства сделали алюминий чрезвычайно популярным при производстве кухонной посуды, алюминиевой фольги в пищевой промышленности и для упаковки.

Основной недостаток алюминия как конструкционного материала — малая прочность, поэтому его обычно сплавляют с небольшим количеством меди и магния (сплав называется дюралюминий ).

Электропроводность алюминия сравнима с медью, при этом алюминий дешевле. Поэтому он широко применяется в электротехнике для изготовления проводов, их экранирования и даже в микроэлектронике при изготовлении проводников в чипах. Правда, у алюминия как электротехнического материала есть неприятное свойство — из-за прочной оксидной пленки его тяжело паять.

Благодаря комплексу свойств широко распространен в тепловом оборудовании.

Внедрение алюминиевых сплавов в строительстве уменьшает металлоемкость, повышает долговечность и надежность конструкций при эксплуатации их в экстремальных условиях (низкая температура, землетрясение и т.п.).

Алюминий находит широкое применение в различных видах транспорта. На современном этапе развития авиации алюминиевые сплавы являются основными конструкционными материалами в самолетостроении. Алюминий и сплавы на его основе находят все более широкое применение в судостроении. Из алюминиевых сплавов изготовляют корпусы судов, палубные надстройки, коммуникацию и различного рода судовое оборудование.

Идут исследования по разработке пенистого алюминия как особо прочного и легкого материала.

Драгоценный алюминий

В настоящее время алюминий является одним из самых популярных и нашедших широкое применение металлов. С самого момента открытия в середине XIX века его считали одним из ценнейших благодаря удивительным качествам: белый как серебро, легкий по весу и не подверженный воздействию окружающей среды. Стоимость его была выше цен на золото. Не удивительно, что в первую очередь алюминий нашел свое применение в создании ювелирных изделий и дорогих декоративных элементов.

В 1855 г. на Универсальной выставке в Париже алюминий был самой главной достопримечательностью. Изделия из алюминия располагались в витрине, соседствующей с бриллиантами французской короны. Постепенно зародилась определенная мода на алюминий. Его считали благородным малоизученным металлом, используемым исключительно для создания произведений искусства.

Наиболее часто алюминий использовали ювелиры. При помощи особой обработки поверхности ювелиры добивались наиболее светлого цвета металла, из-за чего его часто приравнивали к серебру. Но в сравнении с серебром, алюминий обладал более мягким блеском, чем обуславливалась еще большая любовь к нему ювелиров.

Так как химические и физические свойства алюминия сначала были слабо изучены, ювелиры сами изобретали новые техники его обработки. Алюминий технически легко обрабатывать, этот мягкий металл позволяет создавать отпечатки любых узоров, наносить рисунки и создавать желаемой формы изделия. Алюминий покрывался золотом, полировался и доводился до матовых оттенков.

Но со временем алюминий стал падать цене. Если в 1854-1856 годах стоимость одного килограмма алюминия составляла 3 тысячи старых франков, то в середине 1860-х годов за килограмм этого металла давали уже около ста старых франков. Впоследствии из-за низкой стоимости алюминий вышел из моды.

В настоящее время самые первые алюминиевые изделия представляют большую редкость. Большинство из них не пережило обесценивания металла и было заменено серебром, золотом и другими драгоценными металлами и сплавами. В последнее время вновь наблюдается повышенный интерес к алюминию у специалистов. Этот металл стал темой отдельной выставки , организованной в 2000 году Музеем Карнеги в Питсбурге. Во Франции расположен Институт истории алюминия , который в частности занимается исследованием первых ювелирных изделий из этого металла.

В Советском союзе из алюминия делали общепитовские приборы, чайники и т.д. И не только. Первый советский спутник был выполнен из алюминиевого сплава. Другой потребитель алюминия — электротехническая промышленность: из него делаются провода высоковольтных линий передач, обмотки моторов и трансформаторов, кабели, цоколи ламп, конденсаторы и многие другие изделия. Кроме того, порошок алюминия применяют во взрывчатых веществах и твердом топливе для ракет, используя его свойство быстро воспламеняться: если бы алюминий не покрывался тончайшей оксидной пленкой, то мог бы вспыхивать на воздухе.

Последнее изобретение — пеноалюминий, т.н. «металлический поролон», которому предсказывают большое будущее.

Другие статьи по сходной тематике

Основные понятия о токарной обработке и токарных станках.

Стали марок AISI 409, 430, 439 — аналоги отечественных марок 08×13, 12×17 и 08×17Т

Гидравлические гильотинные ножницы, гильотинные ножницы с ЧПУ для раскроя и обработки листовых материалов.

Правила нанесения обозначений шероховатости поверхностей на чертежах

Источник:
http://tochmeh.ru/info/alum2.php