Самодельный споттер из аккумулятора

Самодельный споттер из аккумулятора

Во всех автомастерских используются аппараты по точечной сварке, участвующие в устранении вмятин, прогибов, и иных дефектов на кузове авто. Если ремонтировать геометрию приходится часто, то необходим настоящий споттер, который можно купить или изготовить самостоятельно. В его конструкцию входят: два трансформатора, диодный мост, тиристор, конденсатор и другие элементы. Но если исправить необходимо всего лишь пару вмятин, и не хочется обращаться в мастерскую, то можно сделать споттер из аккумулятора. Это изделие позволит выполнить все работы на автомобиле и сэкономит средства как на собственном изготовлении, так и на стоимости ремонта.

Коротко о споттерах

Споттер — это небольшой сварочный аппарат, где точечный разряд электрической дуги позволяет привариться к участку кузовного железа и вытянуть его обратным ударом до нужного уровня относительно общей плоскости поверхности. Такие устройства широко применяются в крупных СТО и небольших частных мастерских.

Любой споттер должен иметь источник тока, выдающий определенное напряжение для точечного разряда, и рабочий инструмент, которым непосредственно осуществляется правка. Сварка от такого оборудования не оставляет глубоких следов, и после выравнивания легко удаляется зачистными кругами лепесткового типа на болгарке. Так можно исправить деформации на: дверях авто, крыше, капоте, крыльях, багажнике, порогах. Но магазинные экземпляры стоят так же дорого, как и другие полноценные сварочные аппараты. Тем более, для кратковременной работы их покупка не целесообразна. Поэтому решением будет самодельных споттер из АКБ и втягивающего реле.

Преимущества споттера из аккумулятора

Создавая споттер своими руками можно получить ряд выгод, а именно:

  • значительная экономия средств по сравнению с покупкой магазинного оборудования или изготовления версии из трансформатора;
  • быстрота сборки, которая может составить около 30 минут, при наличии всех комплектующих;
  • не требуется никаких навыков по электротехнике, и все работы выполняются в домашних условиях;
  • аккумуляторный споттер сможет работать в местах, где отсутствует электричество (в лесном домике, на обочине, в общем дворе);
  • таким устройством можно выполнять те же работы, что и классическим споттером;
  • тихое функционирование ввиду отсутствия трансформатора;
  • легкая транспортировка в другое место.

Что понадобиться для сборки

Свой аккумуляторный споттер собрать можно за очень короткое время, но для этого потребуется заготовить необходимые элементы:

  • аккумулятор;
  • зарядное устройство;
  • втягивающее реле;
  • медные провода;
  • обратный молоток.

Первое, что необходимо найти — это подходящий аккумулятор. Суть успешной реализации самодельного проекта заключается в источнике тока, который сможет за короткое время возбудить электрическую дугу и сплавить рабочий элемент пистолета и кузовного металла. Второй показатель батарее — это ее емкость. Она должна быть достаточной, чтобы выполнять работы споттером в течение часа или больше. Простую вмятину не исправить за одну приварку, поэтому аппарат должен быть способен поддерживать цикличную функцию по выравниванию до нескольких десятков раз.

Наиболее подходящими будут модели АКБ с емкостью от 75 ампер в час. Этого достаточно для длительной работы, даже если отсутствует возможность подзарядки. Такие батареи выдают от 500 до 750 ампер. Чем выше сила тока, тем короче по времени необходимо удерживать дугу для хорошего приварки к кузовному металлу. Аккумулятор желательно найти старый, ведь покупка нового значительно увеличит итоговую стоимость споттера. После активной работы по выравниванию (цикл коротких замыканий), АКБ быстрее приходит в негодность, что еще раз подчеркивает важность нахождения б/у элемента.

При ведении работ по реставрации геометрии в гараже разряженную батарею можно подзарядить снова. Так, получиться вести правку целый день и выполнить значительный объем. При выравнивании кузова на выезде, временная длина функционирования самодельного аппарата будет ограничиваться емкостью аккумулятора.

Схема подключения

Для правильной работы, споттер из аккумулятора и втягивающего должен иметь верную схему подключения. Она выглядит так:

  1. На минусовый контакт батареи накидывается клемма ведущая к корпусу реле. Второй провод от этого же контакта уходит на изделие (корпус авто) и является массой. Все клеммы и контактные части желательно выполнять из медных трубок, сплюснутых до полного прижимания просвета. Это обеспечит минимальное сопротивление.
  2. Плюсовой контакт от аккумулятора связывается кабелем с клеммой реле. Это делается болтом и шайбой с гайкой. Вторая клемма с реле связывается с пистолетом или обратным молотком. Этот провод не должен быть длиннее 150 см, чтобы не создавать дополнительное сопротивление, и не уменьшать собой силу тока.
  3. Еще один провод от плюсового контакта батареи подсоединяется к управляющей кнопке. Длина проводов до этого элемента значение не имеет.

Втягивающее реле можно использовать от стартерного устройства автомобиля. Модель не имеет большого значения. Если получиться найти б/у реле в гараже у себя или знакомых, то стоимость конечной конструкции понизится еще больше. Аккумулятор и реле лучше закрепить одно на другом скотчем. Поскольку никакого корпуса в такой установке не предусматривается, это придаст ему целостность и компактность. Естественно, противоположные токоведущие части не должны соприкасаться. При засорении внутренней емкости реле можно всегда будет снять и почистить.

Принцип работы

Работа самодельного споттера на основе аккумуляторной батарее и втягивающего реле заключается в том, что заряженный АКБ готов выдавать ток, обладающей значительной силой. При замыкании пусковой кнопки, напряжение проходит каналы на реле, в которых создается электромагнитное поле, и внутренний сердечник начинает перемещаться в крайнюю сторону. Так замыкаются пятаки и подается ток на удерживающую обмотку. Когда возбуждается электрическая дуга, то сердечник возвращается на место и обрывает контакт.

В этом процессе втягивающее реле выполняет роль микропроцессора, регулирующего длину сварочного импульса. Только в случае стартерного элемента происходит это более грубо. Когда кнопка запускает ток, и реле обеспечивает появление короткой дуги, происходит приварка медного наконечника обратного молотка к корпусу автомобиля. Выполнив несколько ударов для оттягивания вмятой части, необходимо провернуть рабочий инструмент по сторонам, чтобы отсоединить его от поверхности. После чего процедура повторяется до полного восстановления геометрии.

Создание дополнительных элементов

На самодельном споттере из АКБ важно правильно сделать рабочий инструмент — пистолет или обратный молоток. Подойдет корпус от неработающей дрели, клеевого или игрушечного пистолета. Через него нужно продеть штангу по которой будет ездить молоток. Последний подбирается или вытачивается на токарном станке так, что бы его внутренний диаметр был немного больше наружного диаметра штока.

Наконечник пистолета можно изготовить из медной трубки, в которой проделывается прорезь и просверливается сквозное отверстие. В прорезь вставляется медная шайба или конус из такого же материала, которые фиксируется болтом через отверстие.

Управляющая кнопка ставится непосредственно на пистолет для удобства. Хотя, может быть выведена отдельно и находиться во второй руке сварщика. К ней предъявляется единственное требование — способность выдерживать силу тока в 5-7 А.

Кабеля для споттера можно использовать такие, как и на других сварочных аппаратах. Их сечение не должно быть слишком маленьким, ведь по ним будет идти ток в 500 А. Стоит ограничиться длинной провода в 150 см, чтобы не создавать дополнительного сопротивления. Клеммы желательно изготовить из меди. Чтобы хорошо зафиксироваться на контактах аккумулятора можно обогнуть медную трубку на конусе сверла подходящего диаметра и прижать ее болтовым соединением.

Самодельные споттеры из АКБ имею несколько серьезных недостатков: нерегулируемый импульс тока, отсутствие настроек по силе напряжения, частую зарядку батареи, короткий период работоспособного состояния. Но если большинство элементов используемых в создании агрегата досталось бесплатно или за копейки, то это существенно окупит стоимость устройства по отношению к цене ремонта в мастерской.

Источник:
http://svarkalegko.com/oborudovanie/samodelnyj-spotter-iz-akkumulyatora.html

Пошаговая схема создания споттера своими руками из аккумулятора

Споттер — инструмент для контактной сварки тонколистовых заготовок. Сварка происходит за счет нагрева и частичного оплавления небольшого участка металла, через который пропускают сильный электрический импульс. Споттеры применяются в авторемонте и при сборке тонкостенных конструкций. Изготовить споттер своими руками может домашний мастер, владеющий общими слесарными и электротехническими навыками.

Споттер для кузовных работ — что это такое?

В ходе кузовных работ нередко требуется выправить вмятину, причем к данному участку кузова нет доступа с обратной стороны. Используя споттер для кузовного ремонта, можно избежать дорогостоящей разборки автомобиля и выправить вмятину за полчаса. Аппаратом контактной сварки к требующему ремонта участку поверхности приваривают монтажную шайбу или шпильку. За нее потом можно потянуть и выправить повреждение. После рихтовки шайбы или шпильки легко срезаются угловой шлифмашиной и зашлифовываются.

Устройство и принцип работы

Прибор включает в себя такие основные узлы, как:

  • источник тока (инвертор или трансформатор);
  • сварочные провода с разъемами;
  • пистолетная рукоятка с кнопкой запуска;
  • обратный молоток.

Провода подключают к заготовке и к сварочному пистолету с электродом. Место сварки зачищают и обезжиривают, на него укладывают монтажную шайбу или шпильку. Кнопкой «Пуск» подают короткий, но мощный импульс. Шайба и металл под ней мгновенно разогреваются до температуры плавления и свариваются воедино. Далее за шайбу цепляют тяги и выправляют повреждение.

Выправить впадину можно и не приваривая шайбу. Для этого используют электрод с обратным молотком. Он представляет собой подпружиненную массу, ходящую вдоль массивного стержня электрода. Электрод приваривают концом к месту повреждения корпуса выправляют вмятину. Острый кончик электрода обламывают, место сварки шлифуют и красят.

Из чего можно изготовить самостоятельно?

Источник питания устройства отличается от источника обычного сварочника. Он не работает средним током продолжительное время, поддерживая дугу, а должен выдавать короткие импульсы при очень большой силе тока.

Тепловая энергия также выделяется не при горении электродуги, а при сопротивлении места контакта электрода и заготовки электротоку. Источник должен обеспечивать импульс длительностью до 1 секунды при напряжении 6-8 вольт и силе тока до тысячи ампер.

Аккумулятор

Одна из популярных самодельных конструкций — споттер из аккумулятора.

Для него потребуется:

  • автомобильный аккумулятор напряжением 12 вольт и емкостью от 70 ампер-часов.
  • стартерное реле;
  • пусковая кнопка или клавиша;
  • провода, клеммы;
  • пистолетная рукоятка.

Плюсом самодельного споттера для корпусной рихтовки является возможность работать без электросети, такой споттер можно возить в багажнике к месту ремонта.

Собирают споттер из аккумулятора и автомобильного втягивающего реле в следующем порядке:

  • присоединить минусовый провод к отрицательной клемме АКБ;
  • соединить его с заготовкой;
  • к положительной клемме присоединить контакт втягивающего реле;
  • к клеммам 1 и 3 клеммами реле подключить стартовую кнопку;
  • подключить корпус реле к отрицательной клемме аккумулятора.

Поперечное сечение проводов должно быть от 100 мм2. Длина не должна превышать 100-150 см. При работе нужно следить за напряжением батареи, не допуская ее глубокого разряда. Он приводит к сультфатации пластин и выходу аккумулятора из строя.

Сварочный аппарат

Существуют многочисленные описания схемы переделок аппаратов электродуговой сварки в споттеры. Переделка инверторных источников особого смысла не имеет, от них удастся использовать только корпус и клеммы. Лучше использовать такой аппарат по прямому назначению.

Споттер из универсального полуавтомата переделывать не требуется, в них уже есть импульсный режим.

Наиболее подходящим для переделки является сварочный трансформатор достаточной мощности. Для того, чтобы сделать споттер из сварочного трансформатора своими руками, потребуется заменить вторичную обмотку. Обычно делают один-два витка из самого толстого провода или медной шины. В цепи первичной обмотки ставят реле-замыкатель, управляемое клавишей «Пуск».

Читайте также  Реле давления воздуха для компрессора: устройство и схема, настройка, изготовление своими руками

Если в месте размещения вторичной обмотки есть свободное место, то новую, короткую обмотку можно разместить поверх существующей, не удаляя ее. Это даст возможность при необходимости использовать источник как сварочный трансформатор для дуговой сварки.

Кроме трансформатора, потребуется также модифицировать систему управления разрядом.

Микроволновка

Некоторые мастера применяют для производства простого по конструкции споттера трансформатор от микроволновой печки. Если планируется более или менее продолжительная работа, то рекомендуют использовать два таких трансформатора.

С каждого снимают вторичную обмотку и наматывают вместо нее новую. Сечение провода должно быть от 50 мм 2 .

Обмотки соединяются параллельно, к схеме подключают систему управления импульсом. В этой конструкции также используется реле стартера.

Чертежи и схема самодельного

Как сделать простейший споттер своим руками? Несложная схема споттера, переделанного из сварочника, не требует дорогостоящих комплектующих и применения сложного оборудования. Ее вполне реально собрать в домашних условиях своими руками.

Принципиальная схема споттера.

Для изготовления аппарата потребуются следующие электронные компоненты:

  • управляющий тиристор рабочим напряжением 200в;
  • маломощный трансформатор для питания управляющего реле;
  • реле с рабочим током до 30 А;
  • диодный мостик;
  • контактная колодка;
  • пусковая кнопка.

Кроме того, нужны будут следующие материалы:

  • металлический лист для корпуса прибора;
  • уголок 20*20 для несущего каркаса;
  • текстолитовая плата толщиной от 6 мм для размещения компонентов прибора;
  • пистолетная рукоятка, например, от клеевого пистолета;
  • провод для вторичной обмотки сечением от 70 мм2;
  • провод можно заменить медной или алюминиевой шиной подходящего сечения;
  • гибкий сварочный кабель в резиновой изоляции: не менее 3 м;
  • латунный стержень диаметром 16мм и длиной 250-300 мм для электрода;
  • латунная заготовка для обратного молотка диаметром 60 мм и длиной 100 мм;
  • крепеж;
  • зажим для массового кабеля;
  • кабель питания.

Из оборудования потребуется:

  • сверлильный станок;
  • токарный станок;
  • сварочный аппарат;
  • ручной слесарный инструмент;
  • мультиметр;
  • изолента.

Корпус часто находят готовый, если токарного станка в мастерской нет, обратный молоток лучше заказать на производстве. Пружину для него подбирают по месту или навивают. Все токоведущие части, даже находящиеся под небольшим напряжением, должны быть тщательно заизолированы. Само устройство должно быть обязательно заземлено через кабель питания.

Порядок изготовления

Инструкция для изготовления устройства несложная, достаточно соблюдать аккуратность и последовательность действий.

Изготовление начинают с корпуса. Для основания подбирают прочную текстолитовую панель, служащую диэлектриком. На ней будет удобно закрепить на винтах все основные компоненты. Размещать их следует просторно, чтобы обеспечить достаточное воздушное охлаждение. Для поддержания циркуляции воздуха в нижней части стенок и в крышке корпуса следует просверлить несколько отверстий. Прежде чем начинать сверлить, следует изготовить эскизный чертеж и проработать взаимное расположение компонентов конструкции на нем.

Каркас корпуса сваривается из уголка, к нему крепится основание и боковые стенки. К верхней крышке крепится ручка для переноски устройства.

Если под рукой есть корпус от старого сварочного инвертора, он позволит сэкономить много времени на размещение и крепление клемм и регуляторов.

Если кабели имеют достаточное сечение (от 100мм 2 ), то их вместе с разъемами под резьбу или быструю фиксацию также можно будет заимствовать для споттера. Длину рабочего кабеля следует ограничить 1,5 метрами.

Подойдёт и массовый зажим: с резьбовым креплением или крокодил.

Рабочий пистолет споттера требует точности и аккуратности в изготовлении. Если предстоит большой объем работ, лучше купить готовый промышленного производства. Если же использование будет эпизодическим, то выдержит и самодельный.

Рукоятку для пистолета часто заимствуют у клеевого пистолета либо у горелки от полуавтомата. Оба прибора имеют готовую клавишу включения. Энтузиасты, решившие сделать аппарат на 100% собственными руками, до заимствования не унижаются и выпиливают детали рукоятки из текстолита. В одно половине делают пропил для крепления стержня электрода, в другой крепят клавишу включения и систему освещения рабочей зоны.

Важная деталь, требующая внимательности при изготовлении – это кронштейн. Его делают из меди, из квадратного профиля, электрод изготавливают из медного либо латунного прутка диаметром 1-1,5 см.

Медный сварной кабель залуживают и распаивают в отверстиях кронштейна. Если кабель снабжен управляющими жилами, то 2 из них используют для коммутации управляющего сигнала от клавиши «Пуск», а остальные — для системы подсветки рабочей области. Если такого кабеля нет, проще разместить в рукоятке 3-вольтовую литиевую батарейку. Ее хватит для работы светодиода подсветки в течении нескольких месяцев.

Обратный молоток, или инопуллер — технологически самая сложная в изготовлении часть споттера для кузовного ремонта, сделанного своими руками. Приспособление промышленного производства стоит достаточно дорого для того, чтобы попытаться сэкономить и изготовить его самостоятельно.

Эскизный чертеж обратного молотка.

В качестве источника комплектующих для инопуллера обычно берут металлический монтажный пистолет для туб емкостью 300 мл. Держатель для тубы срезают, используют механизм подачи и рукоять. На круглую площадку приваривают три прутка диаметром 6-10мм. Они станут упорными стойками молотка. Из такого же прутка потребуется выгнуть кольцо диаметром 9-11 см и приварить к нему свободные концы прутков. Кольцо зачищают, шлифуют и покрывают в два- три слоя изоляционной лентой. Это позволит избежать его приваривания к рихтуемой поверхности и защитит ее от царапин.

Шток обрезают и приваривают к нему отрезок шпильки. На шпильку наворачивают две гайки с проложенными между ними двумя шайбами. Они образуют клемму для крепления сварочного кабеля.

Обратный конец штока затачивают под срезанный конус так, чтобы плоская вершина была диаметром около 3 мм. Это можно сделать на токарном станке либо зажав шток в патрон дрели и затачивая его на абразивном камне.

Осталось запастить монтажными шайбами и шпильками для приваривания к рихтуемой поверхности — и самодельный споттер из сварочного аппарата готов к эксплуатации.

Техника безопасности

При работе споттером требуется соблюдать все меры предосторожности, общие для сварочных работ. В ходе работы не выделяется ультрафиолетовое излучение и вредные вещества. Основными поражающим факторами служат высокая температура в рабочей зоне и электрический ток. Поэтому необходимо:

  • оборудовать рабочее место и не захламлять его, кабели и детали не должны мешать сварщику передвигаться;
  • рабочая зона должна быть хорошо освещена;
  • использовать средства индивидуальной защиты: маску сварщика с адаптивным светофильтром, плотную одежду и обувь из негорючего материала, спилковые краги;
  • легковоспламеняющиеся вещества должны размещаться не ближе 5 метров от зоны проведения работ;
  • пред началом работ необходимо осмотреть оборудование и кабели на предмет отсутствия механических повреждений и нарушения изоляции;
  • работать неисправным оборудование недопустимо;
  • в ходе работы следует следить за рабочим режимом аппаратуры, не допуская ее перегрева.

Если используется споттер на базе автомобильной аккумуляторной батареи, необходимо выполнять еще ряд условий: внимательно следить за ее напряжением и температурой. В случае переразряда происходит сульфатация пластин элементов батареи, приводящая к выходу их из строя.

При долгой работе батарея перегревается, это может привести к оплавлению контактов, бурному выделению из электролита водорода и к образованию пожароопасной смеси.

Поэтому перерывы через каждые несколько минут работы или в случае начала нагрева батареи обязательны.

При ручном управлении длительностью импульса, независимо от того, на какой основе изготовлен самодельный споттер, недопустимо «передерживать» импульс. Это приводит к перегреву металла заготовки и может вызвать изменение его свойств или даже сквозное проплавление.

Заключение

Споттер – это технически несложное, простое в обращении и очень полезное средство для точечной сварки тонколистовых деталей. Он широко используется при ремонте кузовов автомобилей и при сборке кожухов и корпусов. При наличии слесарных и электротехнических навыков изготовить такие устройство можно самостоятельно.

Источник:
http://svarka.guru/oborudovanie/vidy-apparatov/spotter-svoimi-rukami-iz-akkumulyatora.html

Изготовление самодельного споттера из аккумулятора и втягивающего реле

Споттер, который можно приобрести в специализированных магазинах или самостоятельно изготовить из аккумулятора, – это универсальное устройство, особенно полезное в тех ситуациях, когда необходимо выровнять участок кузова автомобиля, пострадавшего в ДТП. Это оборудование, легко изготавливаемое своими руками, позволяет рихтовать те участки кузова, доступ к которым с обратной стороны сильно ограничен.

Внешний вид самодельного споттера

Комплектующие для самодельного споттера

Конечно, выправлять такие участки кузова можно и при помощи полуавтомата, путем приварки петель или шайб, но в таком случае выпаливается тонкий металл. На лицевой части выправляемого участка остаются шишки из наплавленного металла, которые потом приходится долго удалять при помощи шлифовальной машинки. Подобных сложностей можно избежать, если использовать споттер (подойдет даже тот, который вы сделаете своими руками из аккумулятора).

Чтобы не тратиться на приобретение дорогостоящего заводского оборудования, а изготовить недорогой, но эффективный аккумуляторный споттер, вам понадобятся следующие комплектующие:

  • источник питания – аккумулятор;
  • реле втягивающего типа;
  • кнопка включения;
  • соединительные провода;
  • сменные насадки, лифтер, обратный молоток и ряд других приспособлений.

Схема споттера из аккумулятора и втягивающего реле

Аккумулятор для самодельного споттера должен быть емкостью не ниже 60 Ач. Для этого можно использовать даже старое устройство, которое уже не справляется с запуском автомобиля. Вообще, чем выше будет емкость аккумулятора, тем эффективнее будет работать ваш споттер.

Втягивающее реле, которое должно быть разборным, необходимо для того, чтобы обеспечить подачу импульса тока к электроду при нажатии кнопки включения. В качестве такого элемента можно использовать реле от стартера автомобиля (к примеру, от ВАЗ). Разборным такое устройство должно быть для того, чтобы в нем регулярно можно было чистить пятаки. Прежде чем комплектовать таким реле свой споттер, его необходимо разобрать и укоротить его внутреннюю часть. Затем надо завальцевать внутреннюю часть реле, обращая внимание на то, чтобы шток из него не вылетал. После этого втягивающее реле для вашего споттера готово к работе.

Кнопку, которая управляет подачей импульса на электрод устройства, можно установить на пистолете или зафиксировать на кабеле. Что касается рукоятки для споттера, ее тоже можно сделать самостоятельно, выпилив из толстой фанеры. Такой рукояткой будет удобно манипулировать в процессе выполнения работ.

Кнопка подключается в цепь, которая соединяет плюсовой контакт аккумулятора с управляющим контактом втягивающего реле. Для информации: в автомобиле такой контакт соединен с замком зажигания. Выбирая кнопку для самодельного споттера, важно обращать внимание на то, чтобы она выдерживала ток силой до 5–7 А.

Выбор кабеля и изготовление электрода

Особое внимание при изготовлении споттера из аккумулятора следует уделить выбору кабеля (его сечение должно быть 80–100 мм 2 ). Таким сечением обладают два сварочных кабеля, собранных в один пучок. Для выполнения контактной сварки, по принципу которой и работает любой споттер, требуются большие токи. Чтобы минимизировать потери тока, поступающего на споттер от аккумулятора, необходимо использовать для их соединения кабель минимально возможной длины (не более 1,5 м).

Несложно изготовить своими руками и электрод для самодельного споттера, в который будут вставляться шайбы для приварки к выправляемому участку кузова автомобиля. Для этого можно использовать обычную бронзовую трубку: один ее конец соединяют с токоподводящим кабелем, а второй, который расплющивается, будет служить рабочим органом. Естественно, на расплющенном конце электрода необходимо выполнить прорезь, в которую и будут вставляться шайбы.

Читайте также  Автомобильный компрессор своими руками для покраски автомобиля

Источник:
http://met-all.org/oborudovanie/svarochnye/spotter-iz-akkumulyatora-svoimi-rukami.html

Три простых схемы сборки споттера своими руками

Как сделать самодельный споттер — пошаговые инструкции. Доступные компоненты и несложное изготовление. Схемы по сборке устройства из микроволновки, аккумулятора и инвертора.

Споттер — это обиходное название аппарата односторонней точечной сварки, предназначенного для ремонта кузовных деталей автомобилей. По своей конструкции он достаточно прост, поэтому изготовить споттер своими руками по силам любому домашнему мастеру, имеющему опыт работы с электротехническими устройствами. Единственное, в чем нельзя ошибиться, — это выбор мощности, расчет силы тока и количества обмоток. Народные умельцы используют в качестве источников питания различные устройства, но не все они способны обеспечить оптимальные рабочие режимы.

К примеру, самодельный споттер из микроволновки даже при применении нескольких трансформаторов от этого бытового прибора, в основном, пригоден для выполнения прогрева. В случае отсутствия достаточно мощной электросети в месте ремонта используют аппараты с автономным источником, состоящие из аккумулятора и схемы прерывания напряжения. Такие устройства имеют один существенный недостаток — ограниченное время работы. При сборке самодельного споттера можно воспользоваться различными системами управления: от простой кнопки с реле до инверторного источника. В последнем случае ток, поступающий из инвертора к месту сварки, регулируется с высокой точностью как по длительности, так по и амплитуде импульса.

Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками

Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата. При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками. В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.

Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми. Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.

Основные компоненты для сборки

  1. Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
  2. Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
  3. Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
  4. Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
  5. Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
  6. Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.

При условии, что все компоненты изготовлены без отклонений и ничего не придется подгонять и переделывать, для сборки своими руками потребуется обычный слесарный и электроинструмент. Из измерительных приборов могут понадобиться рулетка, штангенциркуль и мультиметр.

Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками

  • стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
  • стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
  • возвратная пружина;
  • гайки и шайбы ограничителя хода;
  • адаптеры для крепления электродов.

Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода. Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.

Изготовление рабочего пистолета

Трансформатор для споттера

Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно. Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.

Если количество витков в сетевой обмотке неизвестно, то вторичное напряжение можно подобрать опытным путем, отматывая или добавляя витки. Необходимо отметить, что для массы и пистолета следует использовать кабели с одинаковым сечением, соответствующим максимальному току вторичной обмотки.

Схема блока управления

Схема споттера на базе сварочного аппарата

Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления. В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).

Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм². Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В. S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный. В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч. электронным) и системой регулировки величины тока.

Корпус для споттера и финальная сборка

В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.

На базе аккумулятора

На базе бытовой микроволновки

Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт. Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса. В результате получится довольно компактный и мобильный споттер. Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.

Как сделать электрод для споттера

  • для колец;
  • для точечной сварки;
  • для волнистой проволоки;
  • для сварки угольным электродом;
  • для треугольных шайб;
  • для шпилек и гвоздей.

Изготовить их самостоятельно не так уж и сложно, но требуются определенные навыки и наличие соответствующего оборудования. Как вариант, можно своими руками изготовить только самые простые насадки, а более сложные заказать в мастерской с токарным и сверлильным оборудованием.

В аккумуляторных споттерах в качестве источника питания обычно используют батареи емкостью 40÷60 А·ч. Если кому-нибудь приходилось работать с такими устройствами, напишите, пожалуйста, в комментариях: насколько быстро разряжается аккумулятор и как изменяется качество сварки по мере его разрядки.

Источник:
http://wikimetall.ru/oborudovanie/spotter-svoimi-rukami.html

Как сделать споттер из акб и втягивающего реле своими руками

Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:

  • двери;
  • заднее или переднее крыло;
  • пороги, арки.

Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.

Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.

Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.

Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:

  • купить споттер;
  • изготовить его самостоятельно.

Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.

Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.

Необходимый материал

От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному. Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания. Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.

Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:

  • аккумулятор. Подойдет модель на 75А/ч и выше;
  • втягивающее реле. Воспользуйтесь комплектующей от стартера авто;
  • зарядка для аккумулятора;
  • провод из меди с сечением больше 100 м 2 ;
  • обратный молоток. Его может заменить пистолет, приваривающий шайбы.

Электрическая схема споттера

Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:

  • на минусовую клемму подсоединяется корпус реле, а также провод длиной не больше 1,5 м. На конце провода содержится контакт, предназначающийся для корпуса детали, которая будет вытягиваться. Хорошо, если вы будете использовать контакт резьбы из меди, чтобы обеспечить минимальное сопротивление в контактном с деталью месте;
  • плюсовая клемма подсоединяется к реле своими руками при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету. Плюсовой кабель не должен быть длиннее 2,5 м. Это позволит снизить падение напряжения в кабеле;
  • от плюсовой клеммы также подведите провод к контакту управления. Завершите провод кнопкой, которой и будет управляться споттер аккумуляторный. Длина проводника для кнопки не является строго фиксированной.

Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.

Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.

Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.

Читайте также  СОЖ для токарного станка: как приготовить эмульсию своими руками

Втягивающее реле для аккумуляторного споттера

Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.

Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.

Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.

Преимущества и недостатки

Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:

  • низкий уровень затрат при производстве аппарата;
  • возможность изготовить аппарат в домашних условиях даже при отсутствии опыта работы с электроникой;
  • возможность работы в месте, где существуют перебои с электричеством (гараже).

Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:

  • отсутствие временного реле;
  • постоянную необходимость заряжать аккумулятор;
  • более короткий период эксплуатации устройства;
  • коммутируемый контакт рабочего тока;
  • невозможность регулировать множество параметров, среди которых сила тока.

Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока. Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки. Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.

Источник:
http://okuzove.ru/materialy-i-instrument/kak-sdelat-spotter-iz-akb-i-vtyagivayushhego-rele.html

Изготовление споттера своими руками

Споттер является довольно полезным устройством, помогающим значительно повысить эффективность и скорость работ при кузовном ремонте автомобилей. Но данный агрегат имеет достаточно высокую стоимость при простоте конструкции. Поэтому многие мастера предпочитают сделать споттер из старого трансформатора или из сварочного аппарата своими руками.

Назначение споттера

При кузовном ремонте автомобиля часто возникает необходимость убирать вмятины, например, после аварии. Для этого применяются различные способы: вытягивание вмятин присосками, выравнивание ударами молотка с обратной стороны детали и т.д. В последнем случае деталь нужно демонтировать для устранения дефекта.

Значительно ускорить и упростить процесс выравнивания деталей авто позволяет применение споттера. Данный агрегат – это своего рода точечная контактная сварка, с помощью которой можно приваривать к поврежденным местам кузова автомобиля шайбы, шпильки, болты, крючки и другие крепежные элементы. В дальнейшем за них зацепляются различные инструменты для выравнивания вмятин.

Также споттер может применяться для пайки, разогрева, закалки и осадки выравниваемых поверхностей.

Устройство и принцип работы споттера

Споттер состоит из следующих элементов:

  • сварочного аппарата, который может быть трансформаторного или инверторного типа;
  • кабелей (силового кабеля и кабеля массы);
  • сварочного пистолета (стаддера);
  • электрода с инерционным молотком.

При нажатии кнопки на стаддере на него начинает поступать ток. В зависимости от выбранного режима подача тока может быть постоянной или в виде одного короткого импульса. Далее, ток поступает на электрод, который может иметь наконечники разной формы.

Аппарат работает по следующему принципу.

  1. Место на кузове автомобиля, которое требуется выровнять, зачищается от краски. Также следует зачистить небольшой участок для подсоединения кабеля массы.
  2. К электроду споттера прикрепляется какой-либо крепежный элемент, например, шайба, и приваривается к месту рихтовки.
  3. За шайбу цепляется инструмент для выравнивания, после чего вмятина вытягивается.

Вытягивание вмятин можно проводить и без приваривания крепежных элементов. В таком случае на электрод с инерционным молотком требуется установить заостренный наконечник. Электрод прикладывается к нужному месту детали, и наконечник приваривается к ней коротким разрядом тока. Далее, не отрывая электрода от детали, проводят удары молотком в обратном от наконечника направлении, тем самым вытягивая вмятину (по алюминию использовать обратный молоток нельзя). После устранения дефекта приваренный конец электрода легко отламывается.

Как и из чего сделать споттер

Трансформатор для споттера заметно отличается от классического сварочного трансформатора. При дуговой сварке металл разогревается электрической дугой, а при точечной тепло выделяется за счет переходного сопротивления на участке электрод-металл. Это происходит при дуговой сварке, если, например, установлен неправильный режим работы на агрегате. В таком случае электрод прикипает металлу, что может вызвать поломку аппарата.

Чтобы этого не происходило, точечная сварка проводится в импульсном режиме подачи тока (до 1 секунды). А поскольку для точечной сварки не требуется горение дуги, то напряжение в споттере должно быть минимальным (около 6 В), а сила тока – высокой (не менее 1000 А).

Из сварочного аппарата

Делать данный агрегат из инвертора нецелесообразно хотя бы из-за того, что для точечной сварки не требуется постоянный ток. К тому же придется переделывать трансформатор, чтобы добиться высоких показателей тока. С таким успехом можно сделать агрегат для точечной сварки с нуля. Если имеется инверторный аппарат, то лучше его использовать по назначению, а для споттера приспособить обычный трансформаторный сварочник.

Что касается полуавтоматов, то все универсальные модели данных агрегатов уже имеют функцию импульсной сварки, и переделка их не потребуется. Но если имеется в наличии сломанный, обычный полуавтомат, то в нем потребуется переделывать трансформатор.

Сварочный полуавтомат Aurora

Переделка трансформатора заключается в удалении вторичной обмотки и наматывании новой. Для споттера требуется ток сварки от 1000 А. Если при расчетах исходить из того, что плотность тока составляет 8 А на 1 мм 2 , то его сечение должно быть около 120 мм 2 . Но наматывать провод такого сечения довольно сложно. Поэтому можно взять шину с меньшим сечением, например, 80 мм 2 , если аппарат не будет использоваться в слишком интенсивном режиме.

Для определения количества витков сделайте следующее.

  1. Намотайте на магнитопровод любой проводник, покрытый изоляцией. Будет достаточно 10 витков.
  2. Подключите первичную обмотку к сети, а на импровизированной вторичке измерьте напряжение.
  3. Полученный результат нужно разделить на количество витков, то есть на 10. В итоге вы получите значение, которое определяет количество витков для получения 1 В напряжения. Но так как для споттера требуется напряжение 6 В, то умножив полученное значение, можно узнать количество витков.

Исходя из того, какого диаметра получится провод с необходимым сечением, можно определиться, войдет ли данная обмотка в свободное пространство между первичной и вторичной обмоткой трансформатора (еще не снятой). Если пространства будет достаточно, то вторичку можно не удалять из магнитопровода, а новую обмотку намотать поверх нее. В таком случае сварочник можно использовать и для электродуговой сварки, и для точечной.

Модифицированный трансформатор – это не единственная деталь, которая требуется для того, чтобы сделать споттер из сварочного аппарата. К нему нужно еще добавить электронный блок управления разрядом и небольшой трансформатор для обеспечения модуля питанием. Ниже приведена схема блока, управляющего споттером.

Данная схема работает следующим образом.

  1. При замыкании цепи выключателем S1 начинает подаваться ток на первичку трансформатора Т1.
  2. Далее, начинает заряжаться конденсатор. Он подключен через замкнутый контакт переключателя к диодному мосту.
  3. Выходной трансформатор Т2 будет обесточен до тех пор, пока не будет нажата кнопка переключателя S После этого напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на управляющий электрод тиристора. Далее, напряжение поступит на первичку выходного трансформатора, после чего на его вторичной обмотке возникнет импульс с необходимой для сварки силой тока.
  4. После разрядки конденсатора модуль переходит в первоначальное состояние. Для повтора импульса необходимо снова нажать на переключатель.

После того, как блок управления будет готов, все комплектующие размещаются в пластиковом или металлическом корпусе.

Из аккумулятора

Данный аппарат, изготовленный из аккумулятора на 12 В, является мобильным и может работать независимо от наличия электросети. Для изготовления агрегата потребуются следующие компоненты.

  1. Стандартная АКБ на 12 В и 75 А/ч и выше.
  2. Втягивающее реле. Можно использовать реле от стартера автомобиля. Желательно, чтобы оно было разборным, для проведения периодической чистки контактов внутри него.
  3. Кнопка пуска.
  4. Кабели с клеммами и сварочный пистолет.

Сборка аппарата проводится по схеме, приведенной ниже:

  • к минусовой клемме батареи подсоединяется кабель массы, который должен контактировать с деталью, приготовленной для ремонта;

  • к плюсовой клемме АКБ подсоединяется первый контакт реле;
  • ко второму контакту реле подсоединяется кабель, идущий к сварочному пистолету;
  • между первым и третьим (подсоединенным к плюсу батареи) контактом реле устанавливается пусковая кнопка;
  • втягивающее реле должно быть подключено к массе.

Сечение кабелей должно быть около 100 мм 2 , а их длина – не более 1,5 м. Единственный недостаток данного аппарата в том, что батарея быстро садится, и требуется время на ее зарядку.

Из микроволновки

Чтобы изготовить аппарат, потребуется трансформатор, извлеченный из микроволновки. Но для надежности будет лучше, если использовать две катушки. Из каждого трансформатора следует удалить вторичную обмотку и вместо нее намотать пару витков кабелем с сечением не менее 50 мм 2 .

Первичные обмотки обоих трансформаторов соединяются параллельно. Далее, к схеме подключается модуль управления споттером, который рассматривался выше. Также можно упростить конструкцию споттера, если в схему включить реле времени и втягивающее реле от автомобиля. Как это делается, можно узнать их этого видео.

Важно! Несмотря на низкое напряжение — 6 В и меньше, получаемая на выходе из трансформатора сила тока имеет огромные значения, около 1000 А, что представляет большую опасность для жизни человека. Поэтому обе обмотки трансформатора должны быть заземлены.

Сварочный пистолет

Для изготовления сварочной рукояти никакие чертежи не потребуются. Лучше всего для этой цели подходит корпус от клеевого пистолета. Также потребуется медный прут диаметром около 20 мм.

На одной стороне прута необходимо нарезать резьбу (М14х1,5). На нее будут накручиваться различные насадки для сварки. На другой стороне сверлится отверстие и нарезается внутренняя резьба М8. К этом месту будет крепиться кабель. Также на детали следует сделать несколько проточек, чтобы она лучше фиксировалась внутри корпуса.

Далее, деталь устанавливается в корпусе.

Остается лишь найти подходящую кнопу, расположить в корпусе и подсоединить ее к электрической схеме аппарата.

Источник:
http://tehnika.expert/dlya-remonta/svarochnyj-apparat/spotter-svoimi-rukami.html